monocalibro ([info]monocalibro) wrote,
@ 2009-04-11 09:36:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Юрьев Парк
Заранее приношу извинения всем моим многочисленным френдам, которые уже писали об этом фильме. Мне он в принципе понравился , но когда госпожа Нарочницкая на обсуждении после просмотра с мерзопакостно-духовнистской интонацией начала вещать об «отчуждении», то у меня взыграло ретивое. Все растущее внутрь – волосы и перья вздыбились и я щас скажу.

Не знаю, насколько применимо понятие “вчитывание” (англ. to read in) к киносемантике, но произошедшее в фильме иначе не описать. Очень печально, когда сам автор разрушает тщательно выстраиваемую достоверность хаоса этнографическими подмалевками и цитатами извне, всем этим артизанством, демнострацией умений и эстетических навыков.

Вот, кстати, хаос и замусоренность в кино тоже бывают разные. Одно дело обочина пространства, куда поток скидывает мусор, образы, пустотность упаковок. Это Кустурица.
Другое дело Сокуров и, отчасти, Тарковский. Здесь мизансцена, рисунок ролей, монтаж плотно заполнены мусором времени, остатками от чего-то произошедшего ранее. Обломками вещей, судеб, ненаписанных книг и нерасшифрованных смыслов. Конечно, снимать через просветы в застывшем шуме бытия сложно, но надежнее способа для удостоверения finitude нет. Я так думаю.

Многочисленные навязчивые цитаты из чуждой образной ткани фильма итальянской религиозной живописи (практически все сцены в тубдиспансере, особенно с порезаным зэком – вообще фу, положение во гроб) превратили исходную документальность, фиксирование точки наблюдения в иллюстрацию к Ренану в бумажном переплете. Садово-парковая духовность, еще более неуместная, будучи вставленной в выразительную пустоту реального провинциального города.

И материализованный выдох певчих в финале. Ну нельзя же так, господин Серебрянников. Хотел, небось, Свято-Тихоновским угодить.

Главный вывод – нет, не нравится мне Альмодовар. Да, талант и наследник великих художественных животных типа Бунюэля, и голливудизатор еврокино – все понимаю. Но не люблю.
Интересно, а у Марьона есть что-то о Спинозе?



(12 comments) - (Post a new comment)


[info]farma_sohn
2009-04-11 07:06 am UTC (link)
вот и вы написали герметичный текст :) Т.е. понятноп, он замкнут на неведомое мне обсуждение. Что там могли выдвинуть позитивного про Юрьев день - не мопгу представить, фильм, даром что по сценарию Арабова, не случился, имхо, что жаль, я ожидал от Серебренникова много большего после "Изображая жертву".
НО при чем здесь Альмодовар?
И при чем здесь Марьон и Спиноза?
Я не упомню у Марьона ссылок на Спинозу, честно говоря, но я не такой уж его фундаментальный знаток. ПО идее, он, как католический мыслитель, должен Спинозу сильно не любить. А как истпорик философии не может его обойти. А вот вам http://nb.vse.cz/kfil/elogos/ethics/jirs2-03.pdf Там ссылка на статью Марьона про Спинозу, однако, кою не не видел.
НО при чем здесь Юрьев День?

(Reply to this) (Thread)


[info]monocalibro
2009-04-12 07:15 am UTC (link)
А, это по телеку есть такая передача "Закрытый показ". Там после обычно неплохого фильма в студии у Гордона собирается народ и интеллигенция (смайл) и как бы обсуждают.
Говорят разные маловразумительные слова, приглашают невесть кого, например из редакционного актива журнала Сеанс :(, хотя бывают и приятные исключения -- в обсуждении "Дикого Поля" принимала участие Петровская (главред Синего Дивана), рассказывала о сообществе по Нанси.
Киноведы слушали ничего не поняли.

Нарочницкая -- хедлайнер-патриот, депутатша госдумы, фанатка покойного Слободана Милошевича, культур-мультур-политолог и в свободное время немножко борется за духовность. Сразу заметно что не смотрите Вы ОРТ :)))
Там в комментах ниже есть ссылочка на описание происходившего в студии шоу от участника, достаточно познавательно про то, во что превратился использованный Гордон.

Главный вопрос -- почему Альмодовар. Мне совершенно субъективно представляется что Кирилл Серебренников, по фильму "Изображая Жертву" судя, очень многому у него научился. И это касается не только чисто технических вещей, таких как наррация через последовательности (часто параллельные, что характерно – например потеря сына и голоса) аттракционов, подчеркивание индивидуальной моторики персонажей монтажем, голливудский свет и другие приемы. Или они вместе у кого-то учились, а может это тренд сезона. Не знаю.
Но этих двух режиссеров объединяет еще и установка на эстетико-гностический оптимизм, если так можно выразиться, стремление к завершенности, киносемантика без энтимемы. Посмотрите как витально-убедительны герои картин Альмодовара, даже в провокативных или предельных этических ситуациях ведомые инстинктами. Т.е. это все то же самое что и питает интерес широкой публики к Спинозе как анти-Сартру -- надежда на то, что где-то есть (или могут быть в принципе) ответы на все крайние вопросы.

А сценарий Арабова построен на достаточно мрачном агностицизме, и по ходу фильма эта формула многократно циклически повторяется: безуспешные поиски сына под гегельянские причитания следователя, монолог пьяного татарина с ножом, истории жизни зека по кличке Мелкий, разговор монастырско-хозяйствующего субъекта с опером. Сама по себе сценарная основа вполне традиционна – такой трэвелинг в ничто, типа "Профессии репортер". Хотя не исключается что Арабов знаком с лакано-жижековой критикой когито, почему бы нет.

Режиссера этот контрапункт (фронезис/акразия) не устраивает и он начинает аккуратненько (а к концу фильма уже и чересчур) пережимать с духовкой и "служением". Причем, как человек многознающий и умелый, делает это не трогая сценарий, обходясь сугубо изобразительными средствами; вводя, например, пластические цитаты из чуть ли итальянских фресок. Ломая лишней темой искупления рисунок роли у Раппопорт и затыкая совершенно потрясающую камеру оператора фильма (городские сцены сняты почти гениально, тут вопросов нет). Заменяя пост-событийную, времениподобную энтропию пространственной – т.е. преодолимой в картезианском усилии.

Я долго чувствовал себя неуютно: весь цивилизованный мир восхищается талантом Альмодовара, один типа я отщепенец-позитивист и не в теме грёбаной телесности. Пока не нарыл в сети разбор одного из фильмов, сделанный американским философом Робертом Пиппиным и как-то сразу стало спокойнее.

Так что если бы ныне отпущаеши "Юрьев День" посмотрел сам Ж.-Л. Марьон и высказал свое обоснованное суждение.... Но поскольку это вряд ли, я бы удовлетворился его мнением о Барухе. За ссылку спасибо, намек на терапию уже лечение.

Плюс делезовская линия от барокко, его же анализ Спинозы, разделение пространственного и временного в кино по Бергсону, волосы и перья внутрь – от Мамарда и Платона, ну и прочие общие места, припоминаемые по ходу ленты -– все настолько бытовое и общепонятное, что под герметичностью тут можно понимать только замкнутость дискурсивного райка, но уж никак не мой способ изредка писать в ЖЖ. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]born20
2009-04-12 06:27 pm UTC (link)
:)А не ницшеанец ли Ю.Арабов? С богоискательской компонентой, такой красивой и привычной.
Родина-мать-Любовь... Да и был ли мальчик? Сценарий неудачный. Да и я бы сказала К С : "Не верю! Неправда."

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]monocalibro
2009-04-13 05:36 am UTC (link)
Возможно, не знаю. :)
Если образ примы итальянской оперы предполагал подтекст Родины-Матери, то это требовало таких запасов (само)иронии у постановщика (и ницшеанского сарказма у исполнителей) что мама не горюй. Тогда вообще непонятно зачем Серебренников за такой сценарий взялся.
Тут бы и Феллини пролетел.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]born20
2009-04-13 06:12 am UTC (link)
По глупости и взялся, а чо?(( В хвалят жеж на Москве, придурки, знаете ли, и на театре...
А Феллини бы сделал, не пролетел, но не его, Феллини, тема.
Русское.

(Reply to this) (Parent)


[info]farma_sohn
2009-04-12 09:16 pm UTC (link)
вы такую глубину придали этому фильму, что просто хичется из осторожности отползти и растворитсья в кустах :)
Не знаю, что бы сказал Марьон, фильм во Франции идет.
Чот бы вообще про него сказал католический мыслитель? Есть ли там необходимая глубина для таких разговоров.
Сценарий Арабова - очень старый, понятно, что никакого жижеко-лакана там нет. И вообще Арабов так не работает. Мне говорили, что сценарий очень инетерсный для чтения надо бы прочесть.
НО фильм - он же ужасный. Страшная русская духовка, для фестивалей. Никакой иронии. Любовь к Арабову подвела (мне рассказывала девочка из мастеррской Арабова, как этот фильм снимался).
У меня нет особых мнений по Альмадовару, я знаю, что испанские интеллектуалы его ненавидят, вроде как японские - Мураками. Испанский МИхалков. Не мой режиссер, я его плохо чувствую, хотя смотрю с интересом его фильмы. НО без особых эмоций. Стиля у него не чувствую, так чт9 не могу судить о перекличке с "Юрьевым днем". Да и на хрена? Все-таки Альмадовар такого говна пока не снял.
Я вообще не вижу, что и зачем в ЮД обсуждать? Какие у него достоинства? Операторская работа? А зачем она? Что она дала? Есть другой похожий пафосный фильм, где тоже отличная камера - "Искупление" этого, который снял "Возвращение". Такая же голимая духовка. Я здесь чую тока Тарковкого в обоих случаях и за одно это развращение молодежи я бы обрек его на цикуту.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]born20
2009-04-13 05:02 am UTC (link)
Да. Фильм - атрофия((. Тарковский был болен, Тарковский умирал, время рассудило. А Кира, трам-там-там, гадко талдычит: мать-сын.

(Reply to this) (Parent)


[info]monocalibro
2009-04-13 05:29 am UTC (link)
Да, точно, мне интересует именно теологическая реконструкция этого фильма. Поскольку именно Марьон виртуозно владеет феноменологическим инструментарием, то его мнение особенно. Проблема здесь есть -- и в рецепции барокко и в соответствиях позднесоветского контекста духовки (это же не 90м году началось, там намеки на туристическую ауру Золотого Кольца ой как не случайны) и онто-теологического ренессанса. Чем хуже фильм тем лучше повод.
Достоинства фильма в операторе, Ксении Раппопорт (и еще нескольких актерах) и музыке С.Невского, по моему так.
Славой Жижек начал интерпретировать Лакана тыщу лет тому назад, еще в Любляне сидючи, Арабов мог и знать. Или насвистел кто, как это бывает.

Кстати в "Искуплении" Звягинцева камера еще лучше, да. Но тут страшная вещь произошла -- режиссер начал "учить жить". Интересно, почему профетизм так губителен для кино? Т.е. вот идеологическое вливание, как у Эйзенштейна, оно переносит, а духовку -- нет (те же неудачи Кесльовского).

Да, про Альмодовара -- там в Испании мощное сообщество последователей Адороно, как они-то Альмодовара (ну или шире - всю movida) воспринимают. Наверное плохо, да. "Испанский МахАлков" -- это круто. У главбарина роскино тоже ведь не стиль а приёмы! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]llasta
2009-04-11 08:07 am UTC (link)
насчёт обсуждения Вы видели вот это, наврное: http://anya-etc.livejournal.com/147245.html? Так что все эти придыхания про патриотизм и "в России этого нет!" понятно откуда растут. У каждого своя работа, есть и такая как у Гордона (собственно, он сам себе её и придумал, ну так такова ему и цена красная).
А про фильм из-за этого обсуждения только лучше впечатление, и перед съёмочной группой стыдно. Общее же мнение: начинался он куда сильнее, чем заканчивался. Помешали очень рекламные блоки, из-за которых было ощущение, что на минут 15 мытарств героини в финале лучше было б поменьше, потому что слишком размазывать тоже нехоршо, ибо перестаёшь воспринимать сущностно, что обращается в удешевление что ли какое-то. Устаёшь от некоторого разжёвывания, не навязчивого, но всё же присутствующего, имхо. Для меня как раз с тубдиспансера, когда порезали, и потерял фильм своё дыхание, будто бы Серебрянникову уже надо было закончить, но он не справился с собою же заданным ритмом, не дотянул. Причём я не о сюжетных кудрях говорю, а именно о режиссуре. Ведь фильм из разряда "сразу понятно, что будет", но не в "что будет" соль, а в том, что он всё равно ведёт тебя за собой. И не из-за того смотришь, чтобы профессионально или эстетски насладиться тем "как оно сделано", а именно что ленте удаётся тебя вотт так подсечь и очень аккуратно вести аки леща на рыбалке. Но под конец, увы, срываешься. И тем не менее, всё равно очень приятные впечталения и спасибо киногруппе, что взляи и сделали.

Но отдельной строкой - очень хороший оператор. И некоторые отдельные персонажи сделаны настолько умно и попадают в самую соль того, как и бывает (без жупелов или без позолоты), что за это тоже особый поклон. Они, кстати, и есть составляющая того, почему фильм "ведёт".

(Reply to this) (Thread)


[info]monocalibro
2009-04-12 07:18 am UTC (link)
О, спасибо за ссылку, сразу многое проясняется!
Да, мне тоже очень понравилась работа оператора и звуковая дорожка фильма и актерские работы -- и Раппопорт и исполнительницы роли старшей медсестры (или дежурного врача?) тубдиспансора.
Там достаточно сложный диссонанс возник между сценарием и режиссерской экспликацией. Постановщик попытался изобразительно "достроить" сценарий, отчего к концу фильма действительно создается впечатление эксплуатации наших с вами чувств в художественных целях. Что касается провисания саспенса – это увы, бывает у театральных, взявшихся за кино. Серебренников умеет зацепить зрителя. Но зацепить и держать между рекламой и покорном куда сложнее чем в театральном зале.

(Reply to this) (Parent)


[info]mataddora
2009-04-11 10:39 am UTC (link)
слушайте, какой текст прекрасный. и совпадает очень по ощущениям (омовение зэка, конечно, "ключевой момент" -- в том смысле, что после него фильм оказывается совершенно безнадежным).
я только тоже не вполне поняла про Альмодовара (не говоря уж о Марьоне и Спинозе) -- для меня "Ю.д." скорее повод удостовериться в моей нелюбви к Кесьлевскому (близко, но не совсем). Там отсылки к "Двойной жизни Вероники", видимо, но дело не в этом: такое же интеллектуалистское довинчивание эмоций до состояния высокой аллегории, в сущности просто срывающее резьбу (моменты, которые начинают восприниматься как "перебор" и "дурной вкус").

(Reply to this) (Thread)


[info]monocalibro
2009-04-12 07:22 am UTC (link)
Спасибо-спасибо.
Я так быстро набросал что в голову пришло -- но фильм все же неплохой и актерские работы замечательные, и музыка, и оператор.
Если совсем коротко – фильм мне понравился, а режиссерская интерпретация – определенно нет. Мне можно пребывать в самопротиворечии, я непрофессионал. :)
Кесьлёвски же мне скорее нравится, чем не. Хотя назидательность у него присутствует.

(Reply to this) (Parent)


(12 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…